Обращение в прокуратуру Архангельской области от 28.10.2013 г. по предоставлению гражданам жилых поомещений

Прокурору Архангельской области

В.А. Наседкину 

 

Уважаемый Виктор Анатольевич!

 

  Совет судей Архангельской области на заседании 26 сентября 2013 года рассмотрел вопрос о взаимодействии судов области с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области по исполнению судебных постановлений и констатирует следующее.

  Во всех территориальных подразделениях службы судебных приставов по Архангельской области снизилось количество оконченных фактическим исполнением вступивших в законную силу судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений. В результате по состоянию на 01 сентября 2013 года не исполнено 2445 таких решений.

  По информации Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области особенно большое количество неисполненных судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений в г. Архангельске - 1354, в г. Северодвинске - 637, в г. Новодвинске – 170, в Онежском районе – 65.

  Разумные сроки исполнения вступивших в законную силу судебных решений нарушаются, количество неисполненных решений о предоставлении жилых помещений гражданам из года в год увеличивается, при этом имеются судебные решения, которые не исполняются годами.

  Так, в 2006 году в территориальных отделах судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области на исполнении находилось 225 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений гражданам.

  В 2007 году на исполнении находилось 335 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений гражданам, В 2008 году - 420, в 2009 году - 834, в 2010 году - 1178 исполнительных производств.

  По состоянию на 01 сентября 2011 года в территориальных отделах судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области на исполнении находилось 1500 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений гражданам.

  По состоянию на 1 января 2013 года не исполнено 2507 судебных решений о предоставлении жилых помещений граждан. На 01 сентября 2013 года не исполнено 2445 таких решений.

  Совет судей Архангельской области дважды в 2011 и 2013 гг. направлял информацию Губернатору Архангельской области и Председателю Архангельского областного Собрания депутатов о нарушении разумных сроков исполнения вступивших в законную силу судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.

  В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

  В соответствии с положениями ч.1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти и органов местного самоуправления, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

  Ежегодно возрастающее количество неисполненных судебных решений свидетельствует, видимо, о непринятии достаточных мер для исполнения судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений.

  Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

  Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

  Должники - администрации муниципальных образований и поселений, объясняют неисполнение судебных решений отсутствием свободного муниципального жилья и бюджетных средств на приобретение жилья на рынке недвижимости.

  Между тем, отсутствие свободного муниципального жилья и бюджетных средств на его приобретение не может служить основанием для неисполнения вступивших в законную силу судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.

  В силу п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселения.

  Из сообщений глав администраций некоторых муниципальных образований (поселений) следует, что в бюджете муниципальных образований (поселения) даже не предусматривалось выделение денежных средств на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений.

  Не предпринимались все зависящие от них меры по исполнению содержащихся в исполнительных документах требований о предоставлении жилых помещений, при той степени заботливости и осмотрительности, которые от них требовались для их исполнения.

  Не размещали муниципальные заказы на строительство квартир в строящихся объектах недвижимости (жилых домах), не приобретали жилье на рынке недвижимости и не обращались в кредитные учреждения за предоставлением заемных средств для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с целью их последующего предоставления тем, кто должен получить жилье по судебным решениям.

  Российская Федерация - социальное государство, в котором, согласно ст.2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

  Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

  Данный вывод корреспондирует практике Европейского Суда по правам человека, который в своих постановлениях неоднократно напоминал, что право на обращение в суд было бы иллюзорным, если бы национальные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон допускали, чтобы окончательное подлежащее исполнению судебное решение оставалось неисполненным в ущерб одной из сторон. Было бы невообразимо, чтобы пункт 1 Статьи б Конвенции подробно описывал процессуальные гарантии, предоставляемые сторонам судопроизводства, - которое должно быть справедливым, публичным и не должно затягиваться, - не предоставляя гарантии исполнения судебных решений.

  По мнению Европейского Суда по правам человека, власти государства-ответчика не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как жилые помещения, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

  Европейский суд по правам человека неоднократно указывал властям Российской Федерации на обязательность своевременного исполнения судебных постановлений.

  Необоснованно длительная задержка исполнения вступившего в силу судебного решения рассматривается  Европейским Судом по правам человека как нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод  («Малиновский против Российской Федерации», жалоба № 41302/02; «Плотниковы против Российской Федерации»  от 24 февраля 2005 года, жалоба № 43883/02,  «Тетерины против Российской Федерации» от 9 июня 2005 года, жалоба № 11931/03, «Гиззатова против Российской Федерации» от 13 января 2005 года, жалоба № 5124/03, «Бурдов против России», ECHR 2002-III, «Телятьев против Российской Федерации»  от 12 июля 2007 года).

  Результатом большого количества неисполненных судебных решений явилось опубликование Меморандума от 17 октября 2006 г. «Неисполнение актов, вынесенных российскими судами: общие меры по исполнению постановлений Европейского суда».

  Поэтому администрации муниципальных образований (поселений), которые являются должниками, обязаны исполнить судебные решения вне зависимости от отсутствия свободного муниципального жилья и бюджетных средств на приобретение жилья на рынке недвижимости.

  Исполнение судебных решений не должно также ставиться в зависимость от действий государственных органов, которые, по мнению должников, не оказали бюджетам муниципальных образований достаточную финансовую помощь для исполнения судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений.

  В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

  В силу ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»  в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

  Несмотря на неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей по исполнению содержащихся в исполнительных документах требований о предоставлении гражданам жилых помещений, судебные приставы-исполнители не применяют все предусмотренные законом меры принудительного воздействия на должников и их должностных лиц.

  Должностные лица администраций муниципальных образований (поселений), ответственные за длительное неисполнение судебных решений о предоставлении жилья гражданам, не установлены и не опрошены. Не рассматривался вопрос о привлечении их к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ

  В силу ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 предметом прокурорского надзора являются, в частности, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

  На основании изложенного, совет судей Архангельской области постановил направить в прокуратуру Архангельской области обращение о проведении проверки соблюдения администрациями муниципальных образований (поселений) области требований законодательства в части исполнения решений судов Архангельской области о предоставлении гражданам жилых помещений.

  Провести проверку законности принимаемых нормативных актов органами, ответственными за составление проекта бюджета муниципальных образований и его утверждение.

  Провести проверку правильности освоения выделенных субвенций из федерального и областного бюджета в бюджет муниципальных образований на обеспечение жилой площадью граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

  Провести проверку соблюдения судебными приставами-исполнителями Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области требований законодательства о своевременном, полном и правильном исполнении исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений.

  Просим информировать совет судей Архангельской области о результатах проверки и принятом решении. 

 

Председатель совета судей

Архангельской области

В.В. Пантелеев



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.